О ВЗРОСЛЕНИИ ЩЕНКА :

pup
Тьюрид Ругаас

"Щенок и молодая собака – о взрослении"

Собаки, которые выращивают щенков, воспитывают свое потомство отличными собаками. Волки, которые выращивают волчат, воспитывают свое потомство отличными волками, которые готовы к жизни в качестве «борцов». Когда люди воспитывают щенят, они сталкиваются с проблемами. Почему?

Во-первых, мы не позволяем щенкам развиваться естественно, как они развивались бы, и им стоило бы развиваться, будь они воспитаны другими собаками. Во-вторых, мы ожидаем от собаки уважения человеческих правил, которые зачастую бессмысленны для собаки, и не принимаем во внимание возраст, уровень развития и возможности собаки. В результате собака не в состоянии отвечать нашим чересчур высоким запросам.

Щенки, которые растут в естественном окружении, постепенно учатся самоконтролю, который понадобится им во взрослой жизни. И учатся очень хорошо! К моменту, когда они становятся взрослыми, они уже научены полному самоконтролю, необходимому для выживания. Нам нужно научиться воспитывать щенков аналогичным естественному способом, как если бы они воспитывались другими собаками с рождения до взрослого состояния.

Щенячья лицензия

Первая и основная ошибка, которую мы, собаковладельцы, совершаем – устанавливаем планку наших ожиданий и запросов к щенку так высоко, что для него нет никакой возможности соответствовать им. В естественных условиях и там, где у собак есть возможность расти в стае, они учатся самоконтролю очень постепенно. До того, как им исполняется 16-20 недель, они обладают так называемой «щенячьей лицензией». Они могут размахивать этой лицензией, как бы говоря: «На-на-на, ты меня не тронешь, потому что у меня есть щенячья лицензия!» Мы часто видим, как щенки пользуются преимуществом этой лицензии. Они задирают взрослых собак, и часто можно видеть озорные искры у них в глазах. Взрослые собаки с невероятным терпением позволяют щенкам так себя вести в это время.

К 16-20 неделе щенячья лицензия заканчивается. Теперь щенки постепенно учатся лучше себя контролировать и вести более вежливо. Их все еще простят за многочисленные оплошности и ошибки – они же еще не взрослые. Взрослость придет сама собой со временем и опытом. Может показаться странным, что щенок переходит с одного уровня развития на другой всего за несколько дней, но надо помнить, что они вырастают из щенка во взрослую собаку менее, чем за два года. Для сравнения людям требуется 20 лет, чтобы мы могли назвать себя взрослым, а многим – даже еще больше времени.

Молодая собака

Когда щенок вырастает до 4-4,5 месяцев, начинается подростковый период. Он состоит из нескольких этапов и заканчивается примерно к двум годам. Иногда требуется больше времени, иногда – меньше. Молодые собаки подобны молодым людям:

• Они любят движение и скорость.

• Им быстро становится скучно, когда ничего не происходит.
• У них вообще нет самоконтроля.

• Они не могут контролировать себя, когда происходит что-то возбуждающее. Как дети, которые видят пожарную машину или собаки, почуявшие кролика.

• Их способность сосредотачиваться на сколько-нибудь длительный период времени слаба. Как дети «забывают» из школы идти прямо домой, собака забывает, что Вы ей сказали делать десятью секундами ранее. Они предпочитают находиться с друзьями своего возраста или со сходными интересами.

• Они предпочтут игры другим занятиям.

• Они считают зубрежку скучной, и это убивает удовольствие от учебы. Молодым собакам нужна дрессировка, но короткими и забавными уроками, чтобы они были в состоянии сосредоточиться и не уставали от этого. Их потребность в движении можно удовлетворить, проводя короткие и несложные уроки по простому курсу аджилити, подзыва, прогулок в лесу, общения с другими собаками, игры без поводка и т.п.

• Они должны постепенно научиться самоконтролю, но понемногу за каждый раз. Поэтому надо действовать пошагово, например, увеличение времени выдержки собаки в упражнениях типа «сидеть-лежать» - 2 секунды, 5 секунд, 10 секунд и т.д.

• Соберитесь, когда собака теряет концентрацию – дайте собаке сделать перерыв с тем, чтобы она снова сконцентрировалась, помогите ей продолжить занятие.

• Давайте молодой собаке общаться с другими собаками – Важно!
• Избегайте длинных уроков, повторения одного и того же упражнения снова и снова, наказаний и т.п., чтобы собака не устала и не пресытилась дрессировкой.

• Социализация – важны социальные упражнения с людьми и животными. Научите собаку взаимодействовать в различных ситуациях и в разнообразном окружении.

• Практикуйте развлечения, типа трюков, подноски дичи, поиска, хождения по следу и т.д.

Надо помнить, что собаки – общественные существа, которым нужно учиться коммуникации, вежливому поведению и самоконтролю. Иначе жизнь в качестве члена стаи станет совершенно невыносимой. И они учатся, понемногу, как люди в детстве и отрочестве. Кто когда-нибудь видел 4 или 6-летнего ребенка, у которого есть самоконтроль? Когда четырехлетка впадает в истерику, и речи не идет о причинах, вызвавших это. То же самое и для шестилетнего ребенка. Проверять и учить его в это время безнадежно. Сначала, прежде чем начать учить чему-либо, надо дать ему успокоиться.

Когда собаковладельцы приходят на занятие с молодой собакой, «шестилетним ребенком», она может легко перевозбудиться – из-за присутствия новых собак, нового места, новой ситуации и т.п. В то же время занятие требует, чтобы собака и ее владелец четко следовали программе упражнений, и, кроме того, программа длится слишком долго для молодой собаки. Ничего удивительного, что «шестилетний ребенок» будет возбужден и даже истеричен. Очень многие владельцы бросают занятия, потому что их питомцы импульсивны, возбуждены и почти истеричны. Они не «психи» как могут сказать владельцы, но уровень стресса для них максимален, а самоконтроль – минимален. Естественно! Потому что они еще не научились как вести себя в ситуации такого типа. Это обречено на провал.

Использование насилия или принуждения для привлечения внимания собаки в такой ситуации нежелательно, так как не сделает лучше собаке. Наоборот, если собака еще не в состоянии истерики, она в него впадет, если использовать принуждение или наказание. Это не место для выдвижения слишком сложных требований к молодой собаке. Если собака не в состоянии справиться с ситуацией, то она просто не может с ней справиться. Научившись замечать эмоциональное состояние собаки, что «температура растет», и вовремя прекращать свои действия, которые приводят собаку в состояние стресса и возбуждения, когда она уже не способна общаться и учиться, мы можем предотвратить впадение собаки в истерику.

Раннее вмешательство
Раннее вмешательство – ключевое слово. Вмешательство может служить для:

• Прекращения занятия.

• Менее угрожающего поведения дрессировщика.

• Разрешения собаки поменять позу, например, из положения лежа или сидя на неактивное положение сидя.

• Отпускание поводка – он должен быть отпущен настолько, чтобы провисал, иначе собака будет чувствовать его давление. Помните, что натянутый поводок – наискорейший способ повысить уровень агрессии.

• Не боритесь с собакой. Оставайтесь спокойными, сохраняйте самообладание – как собака научится самоконтролю, если Вы не подаете ей хорошего примера?

Когда собака «хлопает дверью»
Молодая собака находится в переходном периоде, а есть множество потребностей в исследовании нового. Позвольте собаке исследовать. Дайте ей почувствовать вкус жизни и разобраться в происходящем. Это совершенно безопасно. Нам необходимы рамки, но убедитесь, что они установлены таким образом, что собака не чувствует себя пленником, лишенным свободы двигаться и возможности самому изучать мир. Если собака становится невыносимой, упрямой и вспыльчивой, то это не потому, что она решила захватить лидерство, а просто изучает реакцию на свое поведение. Молодая собака не станет лидером, она даже и не думает об этом. Но она нуждается в такой проверке, чтобы увидеть, с какой реакцией столкнется, если когда-нибудь позднее об этом задумается. Не перестарайтесь! Повернуться спиной к собаке и проигнорировать ее будет достаточно – это скажет ей гораздо больше, чем тысяча слов. Повернуться спиной и проигнорировать подростка – именно то, что сделали бы взрослые собаки.

Ни при каких обстоятельствах не наказывайте собаку физически – избегайте физического принуждения, такого, как встряхивание за шиворот, хватания за брыли с прямым взглядом в глаза, или любых других жестоких и пугающих методов наказания. Обратите внимание, насколько взрослые собаки уверены в себе, и копируйте их действия. Взрослые собаки дают молодой понять без жестокости – повернувшись спиной и уходя. Они могут «прикалываться», но не более.

Ваша собака рычит? Замечательно! Это значит, что она не испугана до оцепенения и сохранила естественную манеру общения. Рычание не опасно, это просто способ показать остальным, что собака испытывает дискомфорт.
При рычании/ворчании/лязганье зубами

1. Вы сделали что-то, что спровоцировало собаку? Если так, перестаньте ее дразнить. Провокации могут быть следующими, если кратко: дерганье поводка, крик и брань, таскание собаки за шиворот, подталкивание, щипание, убирание еды от собаки, приставание к собаке, когда та спит или отдыхает, произнесение команд злым голосом, непомерные запросы к собаке, натягивание поводка, поддразнивание собаки, нависание над ней и движение прямо на собаку, находящуюся на поводке.

2. Собака была чем-то напугана? Избегайте ситуаций, в которых она может снова испугаться, иначе ее защитная реакция будет только усиливаться.

3. Собака ведет себя так только для проверки вашей реакции на свои действия? Повернитесь к ней спиной! Она мгновенно сдастся. В подобной ситуации хотя бы один из вас должен оставаться спокойным. Возможно, большая часть конфликтов между собаками и их владельцами возникает из-за попытки подчинить собаку.

Использование команды «сидеть» психологически правильно, когда возникает конфликтная ситуация. Это нейтральное положение – в нем больше предложения сотрудничать, чем подчиниться. И для собаки будет более естественно сесть, чем сделать что-либо еще, даже для возбужденной собаки.

Чтобы научиться самоконтролю, молодая собака должна пройти процесс обучения. Мы можем ей в этом помочь, предъявив к себе несколько требований:
1. Собака не знает, какой выбор у нее есть. Мы должны научить собаку, что она может выбрать сидеть спокойно вместо прыжков, беготни вокруг и дерганья поводка. При этом уровень адреналина в крови высокий, и это причиняет собаке неудобство одновременно с тем, что собака не знает, что с этим делать. Мы можем показать собаке и помочь ей научиться контролировать ситуацию.

2. Двигайтесь медленно. Используйте спокойные и медленные телодвижения. Говорите спокойно и негромко. Ваш язык тела и поведение убедят собаку.

3. Не позволяйте смешиваться самообладанию и физической силе. Самообладание – произвольно, физическая сила – нет. Не надо подталкивать, давить, тянуть и толкать собаку. Пусть поводок провисает. Реакция на физическое наказание только повысит уровень стресса.

4. Используйте самоконтроль во всех ситуациях. Сначала тренируйтесь в местах без отвлекающих факторов, непродолжительными сессиями и на свободном поводке. Не принуждайте собаку сидеть слишком долго вначале – от долгого сидения мышцы устанут и затекут.

У нас есть другие возможности помочь собаке, такие как успокаивающие сигналы и поощрение собаки за правильное поведение, если вкратце.

В какой-то момент у вас будет взрослая собака, умеющая себя вести, чье самообладание и желания находятся в разумном равновесии. Этот момент настанет, если вы воспитываете собаку, постепенно увеличивая требования, которым она должна соответствовать.

Будьте деликатны – вашей собаке, совсем как человеку, нужно время, чтобы вырасти.

© Turid Rugaas
© Перевод с английского Наталья Орлова, 2006
Материал размещен с любезного разрешения И. Исаевой

01/12/2006.

Copyright © 2002 - 2014 Kennel  "SOLO ROSSII"